Все о тюнинге авто

Консультация для родителей «Зимние забавы. Лексическая тема «Зима» Уголок для родителей на тему зима

1. Проведите с ребенком беседу, о том, какое сейчас время года.

Задайте вопросы о зиме и объясните, что отвечать на них нужно полными предложениями.

Например :

Какое сейчас время года? Сейчас зима.

Почему ты так думаешь?

Постарайся перечислять все приметы зимы. На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов, водоемы подо льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки. Прилетели снегири. Вспомнить названия зимующих птиц , зверей наших лесов, обратить внимание ребёнка на характерные признаки зимы, что удобнее сделать во время прогулки в парке. Побеседовать о весёлом празднике, который отмечают зимой, о том, какие зимние забавы и развлечения ребёнок знает.

2. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Снег на полях, лёд на реках.

Вьюга гуляет, когда это бывает?

Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь :

в спячку впал в бору медведь.

Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает?

Докажи отгадку?

3. Напомнить названия зимних месяцев. Если, ребенок их не знает, следующие стихотворения помогут их запомнить.

Этот месяц год кончает,

Зиму нашу начинает ,

Реки льдом он покрывает

Ну и Рождество справляет.

В месяц этот дни короче,

А длинней, конечно, ночи.

В декабре лежат снега

На полях и на лугах.

Только наш декабрь пройдет,

Народ встречает Новый год.

А. Фукалов

Открываем календарь

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу во дворе.

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

с. Маршак

В феврале, в феврале

Вьюга мчится на метле,

Заметает все пути,

Чтобы марту не пройти,

Не пройти не придти

И весну не привести.

Т. Керстен

4. Предложите ребенку выполнить упражнение «До - между - после» .

Какой месяц после декабря?

Какой месяц после января?

Какой месяц перед январем?

Какой месяц после января?

Какой месяц между февралем и декабрем?

5. Игра "Какой? Какая?" (нужно подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному).

Зима (какая) .

Снег (какой) .

Снежинки (какие) .

Сосулька (какая) .

Лед (какой) .

Погода (какая) .

Новый год (какой) .

6. Помогите ребенку подобрать глаголы к существительным.

Снежинки зимой (что делают)

Лед на солнце (что делает)

Мороз (что делает)

Метель (что делает) и т. д

7. Игра «Из чего какой?» поможет поупражнять ребенка в образование качественных прилагательных.

Горка из снега (какая) снежная.

Дорожка изо льда (какая)

Погода с морозом (какая)

Погода со снегом (какая)

Погода с ветром? (какая) и т. д.

7. По упражняйте ребенка в подборе антонимов, предложив поиграть ему в игру «Скажи наоборот» .

Зимой дни холодные, а летом Летом небо светлое, а зимой.

Зимой день короткий, а летом.

Летом солнце светит ярко, а зимой Весной лед на реке тонкий, а зимой.

Снег мягкий, а лед…

Одни сосульки длинные, а другие 10. Повторите пословицы и поговорки о зиме.

8. Пальчиковая гимнастика

«Лыжники»

Мы бежим с тобой на лыжах

(Дети “скользят” шагают пальцами по столу (на лыжах)

Снег холодный лыжи лижет

(“Скользят”, делая поочередно движения пальцами)

А потом на коньках,

(“бегут” на коньках)

Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,

(Показывают, как лепят снежки (сверху то одна рука, другая)

А потом снежки катили,

(Катят воображаемый комок)

А потом без сил упали

("Кидают друг в друга")

И домой побежали «Наряжаем ёлку»

Раз, два, три, четыре, пять

(Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого.)

Будем ёлку наряжать

(Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны)

Мы повесим шарики,

(Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики)

Яркие фонарики,

(Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперёд назад)

Весёлого Петрушку,

(Показывают длинный нос)

И разные игрушки :

(Вытягивают ладони вперёд)

И мишку шалунишку

(Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону)

И заиньку трусишку Прикладывают раскрытые ладони к голове).

9. Проведите опыты со снегом и льдом.

"Превращение воды в лёд", "Таяние снега", «Определение прозрачности» и др.

11. В морозные, холодные деньки можно посмотреть следующие советские мультфильмы :

"Снежная королева", "12 месяцев", "Когда зажигаются елки", "Снеговик- почтовик", "Снегурочка", "Дед Мороз и лето" и др.

Публикации по теме:

В парке, в сквере или во дворе вместе с ребенком найти и рассмотреть насекомых: пчелу, муравья, кузнечика, стрекозу, бабочку, божью коровку,.

Консультация для родителей «Здравствуй, зимушка-зима!» МАДОУ Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «КАЛИНКА» Ступинский муниципальный район Консультация для родителей на тему:.

Лексическая тема: Здравствуй, зимушка – зима! Цель: расширять представления детей о зиме, закреплять знания о сезонных изменениях в природе,.

Рекомендации для родителей по лексической теме «Зимующие птицы» Тема недели: «Зимующие птицы» Сыграйте с ребенком в следующие игры: 1. «Один – много» (образование множественного числа) Взрослый говорит:.

Консультация для родителей "ЗИМА БЕЗ ТРАВМ"

Описание: данная работа предназначена для воспитателей, педагогов дополнительного образования, руководителей по физической культуре и, конечно, для родителей активных детей.
Дети ведут себя очень активно и зимой, и летом. Однако именно в зимний период значительно возрастает число травм. Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей дошкольного (от 3 до 7 лет – 22 %) и младшего школьного возраста (от 7 до 15 лет – 65 %). Здесь возрастает роль взрослых, которые должны научить ребенка правилам поведения, позволяющим избежать получения травм. Еще с детского сада необходимо заложить детям основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение.
Основными причинами детского травматизма в детском саду можно считать, во-первых, отсутствие должного присмотра за детьми и, во-вторых, недостаточно проработанную либо отсутствующую систему профилактики травматизма. Администрация ДОУ обязана создать травмобезопасную среду в детском саду и обеспечить постоянный жесткий контроль охраны жизни и здоровья детей. Работники ДОУ должны сделать все возможное, чтобы предотвратить несчастные случаи с детьми не только в детском саду, но и дома, на улице.
По статистике медицинских учреждений 38 % детских травм приходится на травмы, получаемые на улице. Одна из наиболее частых травм малышей - падение. Последствиями падений могут быть:
1) ушибы, гематомы, ссадины – 38 %;
2) раны – 25 %;

3) переломы костей – 22 % и
4) серьезные травмы головы - 15 % .
По имеющимся данным, только 10% обращаются за медицинской помощью. Однако у 60% малышей после сотрясений мозга наблюдаются остаточные явления в виде нарушения психики, снижения зрения, слуха. У 7%, поступающих в стационары, остаются неустранимые увечья и у 7% дошкольников отмечаются эпилептические припадки.
Ситуаций, чреватых получением травм, очень много. На первый взгляд кажется, что травма малыша - явление случайное, непредвиденное, а само понятие "травматизм" представляется чем-то хаотичным и неуправляемым. На самом же деле это далеко не так. Несчастный случай не случаен! Из года в год дошкольники получают одни и те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации. В зимний период дети падают при: катании на ногах с ледяных горок, на санках; перемещении в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, на площадках, не очищенных от снега и льда и не посыпанных песком; катании на лыжах, коньках, санках.
Катание на лыжах и коньках, а также ношение обуви со скользкой подошвой являются основными причинами переломов ног. Кататься на лыжах и коньках нужно сначала научиться. Необходимы знания техники: умение ставить ногу, держать корпус; регулировать ритм дыхания; знание правил безопасного падения.
Правила катания на лыжах. Лыжи подбирать нужно по росту – не большие и не маленькие. Острый конец лыжи должен упираться в ладонь поднятой кверху руки. Лыжная палка должна доходить до подмышки.
Основная стойка лыжника – ноги слегка согнуты в коленях, а тело наклонено вперёд. Не отрывая лыж от снега, сделать скользящее движение вперёд правой ногой, перенеся всю тяжесть тела на неё. Как только почувствуешь, что правая лыжа останавливается, сделать то же движение левой ногой. Чем сильнее будет толчок, тем длительнее будет скольжение. С палками скользящий шаг получается ещё быстрее. Правая нога – левая палка, левая нога – правая палка. Поворот: правильнее всего поворачиваться на месте переступанием. При торможении: одна из лыж продолжает скользить, на неё переносится тяжесть тела; вторую лыжу слегка повернуть носом к первой лыже, упирая лыжу на внутреннее ребро. При падении на лыжах следует сгруппироваться и падать на бок.
Правила катания на коньках. Они должны удобно сидеть на ноге и нигде не должны давить. Нога в ботинке не должна быть зажата, но и не должна бултыхаться, иначе вы будете падать. Шнуровать нужно как можно крепче, чтобы вы чувствовали себя на них уверенно. При падении на льду нужно соблюдать особенные меры предосторожности. Не желательно падать назад, так можно что-нибудь повредить или отбить; стараться падать на бок или вперёд рыбкой, при этом голова должна всегда быть направлена в противоположную сторону от стороны падения. Если рядом катаются другие люди, нужно падать так, чтобы лезвия коньков не были направлены в их сторону. Иначе можно их задеть и поранить. На скорости лезвия конька могут причинить очень глубокую рану за счёт своей остроты. Состояние ледового покрытия должно быть хорошее. Не должно быть никаких ямок и бугорков. Это тоже может привести к падениям и серьёзным травмам.
Правила катания с горок на санках. Подниматься на снежную или ледяную горку следует только в месте подъема, оборудованном ступенями, запрещается подниматься на горку там, где навстречу скатываются другие дети. При катании на санках следует спускаться только с ровных, пологих горок, без трамплинов, кочек; кататься нужно по очереди, только тогда, когда спуск свободен; на сани садиться только верхом, держась за веревочку; ноги не ставить на полозья, держать полусогнутыми; чтобы затормозить, надо опустить на снег ноги и резко поднять передок санок; при падении с санок нужно сгруппироваться, собраться в комочек, так, чтобы ушиб приходился на как можно большую площадь.
Игра в снежки может привести к повреждениям глаз, поэтому задача взрослых убедить ребенка беречься от попадания снега в лицо и не бросать снежки с ледяной корочкой и обледенелыми кусочками снега в друзей, особенно в голову.
Основную опасность в холодное время года представляет гололед. Во-первых, влияет качество обуви: предпочтение лучше отдать обуви с ребристой подошвой, произведенной из мягкой резины или термоэластопластов, без каблуков. Во-вторых, перемещение по скользкой улице: нужно не спешить, избегать резких движений, постоянно смотреть себе под ноги. Ноги должны быть слегка расслабленны и согнуты в коленях, корпус при этом чуть наклонен вперед. Держать руки в карманах в гололед опасно, при падении едва ли будет время их вынуть и ухватиться за что-нибудь. Огромную опасность в гололед представляют ступеньки, по возможности нужно избегать их, если это невозможно, то ногу при спуске по лестнице необходимо ставить вдоль ступеньки, в случае потери равновесия такая позиция смягчит падение. От того, чтобы поскользнуться и упасть на гладком твердом льду, не застрахован никто, да и вероятность получения травмы в результате такого падения довольно высока.
Зимой к списку травм добавляется еще и риск «приклеиться». В мороз нельзя лизать языком и притрагиваться мокрыми руками к железным конструкциям, можно «приклеиться». Если ваш ребенок увлекается зимними видами спорта, необходимо позаботиться не только о его спортивной экипировке, но и о защите: наколенниках, налокотниках, защиты для позвоночника, они помогают в значительной мере уменьшить вероятность получения травм.
Детский травматизм распространен куда больше, чем травматизм взрослых, и это не удивительно. Дети очень любознательны, пытаются активно познавать окружающий мир. Но при этом они не всегда умеют оценить опасность ситуации. Жизнь и здоровье детей - самое ценное для каждого человека и страны. Не позволяйте несчастным случаям и травмам причинить вред Вашим детям. Сохранить здоровье детей задача нас - взрослых. Очень важно для взрослых - самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывайте, что Вы - пример для своего ребенка!

Если за окном все белым-бело, кружатся искристые хлопья снега и на улице стоит легкий морозец, значит, пришло время зимних забав! Чтобы получить удовольствие от зимы, необходимо правильно организовать свой досуг. Зимние развлечения для детей увлекательны и разнообразны: различные игры на снегу, лепка снеговика и лепка снежной крепости, игра в снежки, веселое катание с горки на надувных санях… Все, что так радует ребенка и заставляет его долго вспоминать зимние детские игры находится в вашем воображении.

Зимние развлечения не только доставляют детям необыкновенную радость, но и приносят пользу для здоровья. Зимние детские игры на свежем воздухе гораздо полезнее, чем занятия в закрытом помещении. Зимой ребенок выполняет движения намного активнее, иначе легко замерзнуть!

Так что собирайтесь с детьми на прогулку для того, чтобы пережить несколько памятных моментов!

Во что же можно поиграть?

Снежные скульптуры.

Самое распространенное занятие – это лепить снеговика. Но можно придумать и множество других композиций, например, ежик (слепить шар из снега, из сухих веточек сделать колючки, из камешков – носик, ротик и глазки), лягушка (два овальных шара поставить друг на друга и дополнить скульптуру лапками, глазками, широким ртом из веток).

Если вам хочется, чтобы проезжающие мимо люди еще больше восхищались вашим творением, то принарядите ваших снеговиков. Шапка и шарф вполне традиционные украшения для снеговиков, а что вы думаете о том, чтобы повязать вашей снегурочке на голову платок или надеть большую дамскую шляпу? Возможно, ей придутся кстати кухонный фартук и деревянная ложка.

Рисунки на снегу.

Взяв палочку, на снегу можно изобразить причудливые картины. Детки постарше способны самостоятельно придумывать сюжеты и рисовать, а малышам понравится смотреть или дорисовывать недостающие детали (лучики для солнышка, волны для рыбки).

Если заранее принести из дома бутылочку с подкрашенной водой, то ваши рисунки будут яркими и красочными. Ни один прохожий не пройдет мимо!

Снежные краски.

Для разнообразия ваш снег можно сделать цветным. Для этого возьмите полстаканчика воды и добавьте туда пищевого красителя. Дайте ребенку несколько таких стаканчиков с разными красками. Разбрызгивая краски на снег или наполняя им стаканчики, он получит подкрашенный снег, из которого можно делать шарики, разные фигурки.

Это очень удобный момент познакомить ребенка с особенностями цветовой гаммы.

С помощью обычной пипетки и подкрашенной воды можно рисовать картинки на снегу. Можно раскрасить готовую скульптуру из снега.

Снежки.

Игра в снежки еще никого не оставляла равнодушным!

Прыжки в снег.

Поваляться в снегу любят все ребята! Активные физические упражнения способствуют укреплению здоровья и поднимают настроение!

Ангелы из снега.

Лягте на спину на снег. Отведите руки и ноги в стороны, а затем вернитесь в исходное положение. Аккуратно встаньте и рассмотрите с ребенком, какие ангелы у вас получились; обсудите, чей ангел самый большой, чей самый маленький.

Покатились санки!

Санки и снег так же неразделимы, как мороженое и вафельный стаканчик. Придумайте разные забавные способы катания. Например, можно покатать на санках куклу.

Катание на санках даже можно превратить в соревнование.

Следопыты .
Дети любят рассматривать собственные следы на свежевыпавшем снегу. Не поленитесь найти в интернете информацию о том, как выглядят следы разных животных и птиц. После этого отправляйтесь в лес или парк и попробуйте отыскать и расшифровать следы какой-нибудь живности.

Попади в цель.

Наберите снега и слепите из него снежки. Подготовьте цель – ею может быть дерево или круг в снегу. Пусть ребенок метко попадает в цель.

Пятнашки.

Попытайтесь идти след в след друг за другом таким образом, чтобы сначала Ваш ребенок наступал на ваши, а затем вы на его следы. Если вы гуляете в целой компании неугомонных ребятишек, организуйте с ними парад!

Покорми птичек.

Познавательное и полезное занятие — кормление птиц зимой. Если ваш папа — мастер на все руки, то вы можете привлечь ребенка к изобретению кормушки.

А можно и просто покидать крошки птичкам, рассказывая ребенку, интересные факты из жизни птиц и зверей.

Помощник.

Зима — время не только развлечений, но и работы по чистке от снега (крыльца, двора, машины и так далее). Вы можете привлечь своего малыша к труду, выдав ему лопату соответствующего размера. После сгребания снега лопатой можно подмести лавочки и качели веничком – это доставит большое удовольствие ребенку.

Главное — показать пример и делать все с удовольствием и улыбкой на лице. Тогда в будущем эта работа будет ассоциироваться у ребенка только с положительными эмоциями, и он с радостью будет вам помогать.

Зимние детские развлечения на этом не ограничиваются. Существует огромное количество игр на снегу, начиная с простой игры в снежки и заканчивая целыми видами спорта (лыжи, коньки, хоккей, и т.д.).

Зима – отличное время для совместного досуга с детьми. Подскажите своему ребенку, как провести зимние деньки с пользой и интересом. Пусть зимние детские игры будут в жизни малыша одними из самых приятных воспоминаний!

Черникова Нина Геннадиевна,
учитель-логопед

Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ребенку вопросы о зиме и объясните, что отвечать на них нужно полными предложениями. Например:

Какое сейчас время года?
- Сейчас зима.
- Почему ты так думаешь? Постарайся перечислять все приметы зимы.
- На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов, водоемы подо льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки. Прилетели снегири.

2. Выясните, знает ли ребенок названия зимних месяцев. Следующее четверостишие поможет их запомнить.

Декабрь, январь, февраль
Проходят чередой
С морозом, со снежком,
С Рождественской звездой.

3. Предложите ребенку выполнить упражнение «До — между — после».

Какой месяц перед январем?
Какой месяц после января?
Какой месяц между февралем и декабрем?

4. Уточнить у ребенка значение слов «гололед», снегопад», «поземка», «метель», вьюга».

5. Помогите ребенку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному.

Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…
Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.
Снежинки (какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.
Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.
Лед (какой?) – гладкий, блестящий,холодный, твердый.
Погода (какая?) …

6. Помогите ребенку подобрать глаголы к существительным.

Снежинки зимой (что делают?) …
Лед на солнце (что делает?) …
Мороз (что делает?) …
Метель (что делает?) …

7. Предложите ребенку поиграть в игру «Назови ласково».

Снег — снежок.
Лед — …
Зима — …
Мороз — …
Метель — …
Солнце — …

8. Игра «Из чего — какой?» поможет поупражнять ребенка в образование качественных прилагательных.

Горка из снега (какая?) — снежная.
Дорожка изо льда (какая?) — …
Погода с морозом (какая?) — …

9. Поупражняйте ребенка в подборе антонимов, предложив поиграть ему в игру «Скажи наоборот».

Летом дни жаркие, а зимой — холодные.
Летом небо светлое, а зимой — …
Летом день длинный, а зимой — …
Летом солнце светит ярко, а зимой — …
Весной лед на реке тонкий, а зимой — …
Снег мягкий, а лед… — …
Одни сосульки длинные, а другие — …

10. Попросите ребенка пересказать рассказ «Зима ».

Солнце светит, но не греет. Идет снег. Метут метели. Ночь стала длинной, а день коротким. Деревья стоят голые, только сосны да ели остались зелеными. Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые шапки, теплые сапоги, варежки. Наступила холодная и суровая зима.

11. Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний» на развитие логического мышления.

Коньки, скакалка, лыжи, санки.
Ворона, голубь, воробей, ласточка.
Лиса, волк, медведь, жираф.

12. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальчиков. (Развитие координации речи с движением, развитие воображения)

Раз, два, три, четыре,
(загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Мы с тобой снежок слепили,
(«лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую)
И совсем, совсем не сладкий
(грозить пальчиком)
Раз — подбросим
Два — поймаем
Три — уроним
И… сломаем
(Выполнять соответствующие словам действия)

Зима — красивое время года. А чем она красива? Спросите об этом своего ребенка. Пусть подумает и ответит, а еще расскажет о том, чем можно заняться зимой, в какие игры поиграть. Ведь зима не только красивое, но и очень веселое время года. Зимой можно кататься с горки на санках, бегать на лыжах, кататься на коньках, играть в хоккей, лепить снеговиков и разных зверей, плясать и кружиться вокруг новогодней елки.

Зимой объектов для наблюдения значительно меньше, чем в другие времена года, поэтому на первый план выходят беседы.

Животные зимой

Вспомните с ребенком о животных, которые проводят зиму в спячке. Например, о медведях и ежах. Так, медведь устраивает берлогу в чаще леса. Берлога — это глубокая яма в земле. В ней медведю тепло. В феврале в самый мороз у медведиц появляются медвежата. Своим зимним образом жизни на медведя похож еж. Он тоже спит всю зиму. Осенью ежи много едят и толстеют, а как только начинаются холода, еж зарывается в опавшие листья.

Не спит зимой заяц. Скачет он по лесу, по полю. И страшно ему (ведь рядом бродят волк и лиса), и зябко! Но спасает его от холодов теплая белая шубка. Она гораздо теплее летней. К тому же легко зайцу в ней прятаться от хищников — среди белого снега не сразу приметишь его новый наряд. Грызет зимой заяц кору с веточек. Если ветки высоко, заяц на сугроб забирается, столбиком встает. Если же наступают очень сильные холода, вырывает себе в снегу глубокую норку и в ней прячется. Не спит и белка. Скачет она с ветки на ветку в своей теплой зимней шубке. Отыщет на веточках и в дупле заготовленные с осени запасы, подкрепится и дальше поскачет.

Птицы зимой

Птицы, пожалуй, первыми привлекают внимание детей. Даже когда им всего несколько месяцев, они с любопытством наблюдают за тем, как ловко клюют семечки голуби и воробьи. Что уж говорить о старших детях. Им можно многое рассказать о жизни и повадках птиц. Думаете, что тема птиц вашего малыша уже не заинтересует? Ошибаетесь. Если ребенок уже подрос, то просто наблюдать за тем, как прыгают воробьи по дорожкам, ему, безусловно, не интересно. Расскажите о том, как те же воробьи или вороны сообщают нам о предстоящей погоде. Так, ворона зимой кричит к метели, а воробьи перед метелью прячутся в хворост. Если вы сами не сильны в этом вопросе, то загляните в следующий раздел под названием «Календарь народных примет». В нем собрано множество толкований поведения птиц и животных.

Каждый знает о том, что с нами остаются зимовать вороны и галки, воробьи, синички и снегири. Но, оказывается, не боятся морозов не только эти птицы. Лес и зимой полон пернатых друзей. Остаются на зиму глухари. Обычно они живут в лиственном лесу, но на зиму перебираются в хвойный. Там они с удовольствием лакомятся хвоей. Зимуют с нами и дятлы. Им мерзнуть некогда. Эти неутомимые труженики стучат своими клювами, добывая из-под коры насекомых. Другие птицы по стуку дятла ориентируются: где он трудится, там всегда есть чем подкрепиться. Остаются на зиму кедровки. Их имя говорит само за себя. Питаются эти птицы кедровыми орешками, а также ягодами и семенами ели. Эта птица не только ест орешки, но и помогает распространению кедров. С осени делает она запасы, а зимой достает их из-под снега. Те же орешки, что остались, весной прорастают и вырастают в могучие кедры. Удивительные птицы — клесты. Они не только не боятся зимних холодов, но и в самый лютый мороз выводят птенцов. Не менее интересен и поползень. Эта птица редко перелетает с дерева на дерево. В основном она ползает, а вернее, почти бегает по Деревьям, отыскивая в трещинках коры, чем полакомиться. А еще, чтобы пережить холодную зиму, делает поползень запасы. Семена, орехи, желуди и сухие ягоды складывает он в дупло, откуда и достает их в голодное зимнее время.

Тем же птицам, что зимуют рядом с человеком, немного проще пережить зиму. Ведь многие из нас делают кормушки и подкармливают пернатых друзей. А вы с ребенком уже сделали кормушку для птиц?

Иногда интересно проверить, насколько мы сами внимательны к окружающему миру. Одним из вариантов проверки может стать наблюдение за птицами, живущими в вашей местности или даже в вашем дворе. Возможно, ка- ких-то из них вы вовсе не знаете. И уж, скорее всего, вы вряд ли знаете, какие песни они поют (не считая ворон и воробьев). Вот и повод познакомиться самому и познакомить своего ребенка с миром птиц, живущих в вашем дворе или ближайшем парке. Не забудьте и о том, что зимующие в лесу птицы в морозы перебираются ближе к жилью. А все потому, что они знают — люди им помогут! Выучите и их песни. Можете купить книгу о птицах и посмотреть, какие они бывают. А можете повесить в комнате картинки с изображением разных пернатых и, вернувшись с прогулки, проверить, кого из них вам удалось увидеть, а заодно и вспомнить, как поет та или иная птица.

Кстати, о песнях. Если вы запомнили, как поют разные птицы, можно сыграть в игру «Угадай, что за птица?».

Игра «Угадай, что за птица»

❀ Правила игры просты. Один из участников загадывает птицу, озвучивает ее, то есть изображает, как эта птица поет. Второй участник угадывает, что за птицу тот загадал.

❀ Чтобы продлить игру и сделать ее интересней, можно подражать поведению птиц. И тогда птичье песнопение нужно оставить на тот случай, если второй участник никак не может понять, кого изобразил первый.

Если вы будете терпеливыми и наблюдательными во время прогулки, то наверняка вечером за чаем сможете рассказать своим домашним какие-нибудь веселые истории из жизни птиц. Например, из-за чего подрались задиристые воробьи или как ворона передразнивала лай собак.

Наконец, если вашего ребенка увлечет наблюдение за птицами, вы сможете сделать с ним кормушку для птиц. Из чего? Из всего, что попадется под руку. Например, из пятилитровой пластиковой бутылки. Расскажу, как ее сделать.

Кормушка из бутылки

❀ Возьмите использованную пластиковую пятилитровую бутылку. Она очень удобная. У нее есть ручка, за которую кормушку можно повесить на дерево. Вам остается лишь прорезать 4 окошка с разных сторон, насыпать хлебных крошек или семечек и ждать прилета птиц. А уж они прилетят, будьте уверены, и будут вам очень благодарны за угощение.

Сказка о том, как снегири красногрудыми стали

Было это давно, когда снегири были похожи на обычных воробьев. Перышки их были серо-голубыми. Ничем не приметны были эти птицы, пока не произошел с одним из них любопытный случай.

Однажды морозным зимним днем сидели снегири на ветке старого дуба. Сидели и рассуждали о том, что лучше — лето или зима. Почти все снегири в один голос твердили, что лучше лето. Куда ни глянь, всюду корм. Только ленивый снегирь летом голодным будет. И лишь один самый молодой да шустрый снегирь все вертелся на месте и твердил свое:

— А я вам говорю — зима лучше!

И так, и эдак его переубеждали другие снегири, уж из сил выбились, доказывая ему, что летом и тепло, и сытно. Но молодого было не убедить.

Как раз в это время мимо дуба Дед Мороз проходил. Притаился он, да и подслушал, о чем птицы спорят.

Говорит молодому снегирю самый старый снегирь:

— Вот ты все свое твердишь, мол, нам снегирям зимой лучше. А ты докажи это нам, старым снегирям, которые много на своем веку повидали.

— И докажу! — чирикнул молодой.

Уселся он на ветку, что повыше росла, набрал побольше воздуха в грудь и только собрался доказывать, как вдруг увидел средь ветвей самого Деда Мороза. Что тут поделаешь, пришлось Морозу выходить из своего укрытия. Поздоровался он со снегирями и говорит:

— Ну, раз уж ты вызвался зиму нахваливать, и я послушаю. И, если докажешь старым снегирям, что зима лета лучше, подарок от меня получишь.

Распушил от гордости перья молодой снегирь и говорит:

— А вот и докажу! Не спорю, летом и корма больше, и теплее. А только сидим мы с вами, снегири, в лесу и никуда нос не показываем из ельника, мол, нам и здесь сытно. А ведь зимой тоже корма много. Только его поискать надо. Холодно, говорите зимой? Но, перелетая с места на место, не замерзнешь. С наступлением зимы отправляемся мы путешествовать. Столько всякого насмотришься, на весь год хватит. Где только мы ни бываем: и в лесу ягодки рябинки с бузиной ищем, и в поле зернышками конского щавеля, лебеды да репейника лакомимся, к жилью человека подлетаем, ближе. А он, человек, нам, птицам, кормушки к зиме готовит. А в них всякие вкусности кладет: и семечки, и крошки хлебные, а для синичек даже кусочек сала подвешивает. Потому и твержу я с самого утра, что зимой жить лучше, интересней.

Послушали старые снегири, подумали, да и согласились с молодым. А Дед Мороз улыбнулся и подставил ему свою большую варежку. Запрыгнул на нее молодой да смелый снегирь, а Мороз ему и говорит:

— Молодец! Не думал я, что справишься. За смелость твою да красноречие награжу весь род снегирей красивым нарядом. Будете вы теперь не просто серыми птичками. Красногрудыми снегирями станут вас звать. С гордостью носите красный нагрудник, да вспоминайте Мороза Ивановича. По нему вас теперь каждый узнает.

Сказал так Дед Мороз, стукнул своим посохом оземь, осыпался снег с ветвей дуба, на котором сидели снегири. А как улеглось все, смотрят снегири, а них надеты красивые красные нагрудники — подарок от Дедушки Мороза. И с тех самых пор стали снегири красногрудыми. По этой окраске узнают их люди и каждый раз радуются прилету в город этих удивительных лесных птиц.