Все о тюнинге авто

Что такое естественное родительство. Естественно ли “естественное” родительство? Отказ от благ современного мира

Естественное родительство – нестандартный подход к воспитанию малышей первых лет жизни по-прежнему инспирирует самые жаркие дискуссии и нешуточные баталии среди родителей, педагогов, медиков и психологов. Эта методика вызывает неоднозначное впечатление. Данная тема обширна и многопланова, в одной статье нам вряд ли удастся охватить все ее аспекты, но мы все же попытаемся.

Что такое естественное родительство?

Как появилась теория естественного родительства?

Natural Parenting в переводе с английского языка означает «естественное родительство или воспитание». Одним из главных идеологов этой теории стала американская писательница Жан Ледлофф, которая прожила два с половиной года в джунглях Латинской Америки в индейском племени екуана. Писательница пришла в полный восторг от безупречного поведения «маленьких ангелов» — детишек джунглей. Она собственными глазами увидела гармонию, царящую в этом племени. Вернувшись из экспедиции, Жан Ледлофф написала замечательную книгу о методе воспитания по-настоящему счастливых детей. Эта книга позволила многим родителям пересмотреть свое отношение к процессу воспитания своих малышей.

Что включает в себя понятие «естественное родительство»?

Естественное родительство (ЕР) — уход за детьми, основанный на удовлетворении их физических и эмоциональных желаний и потребностей. И что же в этом нового? – спросите вы. Любой родитель пытается воспитывать своего ребенка, основываясь на научных данных медицины, педагогики, психологии. Все правильно, но ЕР в первую очередь основывается на теории эволюции, на развитии детеныша человека как определенного вида. Сама по себе эта методика предполагает максимальное сближение малыша и матери. Мама воспитывает своего ребенка так, как это делали ее далекие предки. Зачем заново придумывать колесо? Оно уже давно существует. Возьми его и применяй по назначению. Эти слова полностью выражают главную идею ЕР. То есть родители должны учиться воспитывать детей у самой Матушки Природы.

Одним из главных принципов данной методики считается эмоциональное звено. А именно: всесторонняя забота, всеобъемлющая любовь и безграничное уважение ребенка как личности.

Но это вовсе не означает, что вся жизнь матери полностью растворяется в потребностях ребенка. Ничего подобного! Ребенок и мать развиваются вместе не только на физическом уровне, но и на эмоциональном. Противники методики ЕР не отрицают, что данная теория способствует возникновению сильного эмоционального контакта между детьми и родителями. Благодаря чему, детишки вырастают самодостаточными и уверенными в своих силах людьми. Они позитивно воспринимают всю окружающую их действительность. Интересно, но практически все аргументы, которые мы привели выше, говорят лишь о пользе этого метода воспитания. Почему же вокруг естественного родительства столько споров и дебатов. Попробуем разобраться, но сначала перечислим основные принципы этого учения.

Принципы естественного родительства

Только что родившийся человек имеет не только физиологические потребности, но и огромные задатки и ресурсы. Природа постаралась и заложила в него безграничную любовь и огромное доверие к миру. Конечно, жизнь на нашей планете не слишком похожа на райский сад, но это не означает, что родители должны переложить на себя все заботы о развитии малыша, тем самым, исключив его собственные ресурсы приспособления.

  1. Первый принцип этой методики предполагает роды в домашних условиях или в условиях роддома, но без медикаментозного вмешательства . Роды в медицинских учреждениях должны быть максимально приближены к естественным. Никаких гинекологов, только акушерская помощь в редких случаях. Очень часто роды в таких семьях воспринимаются как семейное событие, но не медицинское. После рождения ребенок и мать неразлучны.
  2. Грудное вскармливание не менее 2 лет . Желательно, чтобы малыш сам отлучился от груди. Последователи данной практики очень важным считают тактильный контакт ребенка с матерью. Никаких бутылочек, сосок, пустышек! Прикорм вводится после шести месяцев или с появлением первого зуба. Основным питанием малыша до года является грудное молоко. В прикорм входят продукты, которые едят родители, никаких покупных протертых пюре. Обычный семейный стол. Кормление осуществляется по требованию ребенка. Режим питания не имеет ничего общего с данной методикой. Малыш ест сколько хочет и тогда, когда хочет.
  3. Последователи данной методики ратуют за естественную гигиену ребенка . Они полностью отказываются от памперсов и всевозможных подгузников. Родители отслеживают желание ребенка и высаживают его над тазиком или над горшочком. Они не купают ребенка в кипяченой воде, не моют соски перед каждым кормлением и не проглаживают пеленки,
  4. Сторонники этого метода настаивают на пользе совместного сна малыша с мамой или с обоими родителями. Как показывает медицинская статистика, при совместном сне ребенка с родителями в разы снижает риск возникновения СВДС — болезни непредсказуемой и малоизученной.
  5. Естественное родительство предполагает ношение ребенка на руках и в слинге . – специальное приспособление для переноски детей. Чаще всего – тканевое.
  6. Малыши дома длительное время могут находиться абсолютно голенькими, таким образом, они закаливаются. Родители не должны кутать ребенка, выходя на улицу в любую погоду. На них должно быть надето на одну кофточку меньше, чем на маме. И это вполне закономерно, ведь мамина терморегуляция уже «испорчена». Родители активно занимаются закаливанием малыша , делают ему массаж, часто выкладывают его на животик, а с полутора месяцев уже катают на санках. Шведские стенки, турники и кольца есть в каждой семье, занимающейся естественным воспитанием.
  7. Приверженцы данного метода очень консервативно относятся к всевозможным прививкам и фармакологическим препаратам. Однако сразу хотим отметить, что в естественном родительстве существует довольно большой разброс во мнениях. Стоит ли приобретать коляску или носить ребенка только на спине, делать ли или написать отказ, полностью исключить медицинскую помощь или в случае необходимости пользоваться услугами врачей — каждая семья решает сама.
  8. Сторонники данного метода держат ребенка на руках, сколько он захочет. Возможно и целый день! Они убеждены, что выражение «ты приучаешь его к рукам» — звучит очень забавно, так как мама девять месяцев до родов носила малыша в себе и особых неудобств при этом не испытывала. Им было хорошо вместе! Так почему же сейчас одному из них должно быть одиноко и страшно? Малышу рано или поздно захочется почувствовать свободу. Действительно, вряд ли пятнадцатилетнему подростку захочется полежать у мамы на ручках!

Многие родители, которые придерживались метода естественного родительства, были бесконечно удивлены — оказывается и с грудным ребенком можно прекрасно высыпаться. Неужели эта методика настолько безупречна? Ведь наши бабушки и мамы воспитывали нас совершенно по-другому: кормили строго по режиму, укладывали спать отдельно, постепенно вводили жидкий прикорм и, конечно же, старательно отучали «от катания на ручках». Кто же прав – приверженцы классического воспитания или естественного родительства? Попробуем разобраться.

Все «за» и «против» естественного родительства: мнения специалистов и родителей

Преимущества естественного родительства:

  • Установление прочной связи на эмоциональном уровне между родителями и ребенком.
  • Длительное грудное вскармливание обеспечивает прекрасный иммунитет у ребенка, защищает его от аллергических проявлений, диатеза, астмы, А также существенно экономит финансовые средства, требуемые на покупку всевозможных молочных смесей.
  • Ношение ребенка в слинге освобождает руки и позволяет маме заниматься самой разнообразной деятельностью.
  • Совместный сон в родительской постели минимизирует риски СВДС и помогает избавиться от младенческих колик.
  • Домашние роды позволяют женщине чувствовать себя в безопасности и не паниковать беспочвенно.
  • Психологи утверждают, что дети, спящие в детстве вместе с родителями, в дальнейшем не страдают от заниженной самооценки.

К. Перхова, редактор журнала «Домашний ребенок»:

Многие, родив дома, увольняются с работы, уезжают в экопоселения, кто-то покупает свою землю. В любом случае, жизнь очень сильно меняется. Человек начинает читать книги, ходить на семинары, искать информацию в Интернете – пытается сам разобраться во всем, что ему предлагают, а потом уже решить, надо это его ребенку или нет. Приходит умение задавать себе вопросы: «Почему я должен водить ребенка в какую-то усредненную школу? Вводить ребенку какие-то препараты, о происхождении которых я не знаю?»

А потом это уже выливается в домашнее образование – в этих семьях не водят детей в детсад и в школу. И эти дети не вырастают асоциальными. Наоборот, они становятся очень творческими, яркими личностями. Но все проходят через этот процесс слома старых ориентиров и поиска новых. Это подчас мучительно, иногда семьи даже распадаются – уж слишком это меняет людей, и многие не выдерживают. В любом случае, это новая формация родителей и новая формация детей. И многие из этих людей не находят себя в этой стране – например, летом они живут в Москве, а зимой уезжают в Индию или в Таиланд, и дети там растут здоровыми, свободомыслящими.

Мария из Звенигрод, мать 2 детей :

В беременность дочкой я прочитала книгу Ледлофф “Как вырастить ребенка счастливым”, книга меня очень
впечатлила. Я стала искать подобную информацию, прочитала Мишеля Одена
“Возрожденные роды”, потом был сайт «Сознательно» с хорошими
статьями и подборкой литературы, сообщество соло-роды в жж и группа в
одноклассниках, через которую я познакомилась со своей акушеркой. В жк мне
напророчили выкидыш, а окулист сразу сказал, что только плановое кесарево (у
меня близорукость, примерно -6 на оба глаза). Ни выкидыша, ни кесарева мне
совершенно не хотелось, потому в жк я больше не ходила, искала альтернативы. Знакомые рожали дома, и мне понравилась эта идея, я чувствовала, что готова к этому. Вообще считаю, что роды, это интимное семейное мероприятия, которое должно проходить в спокойной комфортной обстановке в присутствии самых близких людей. Что не должно быть никаких посторонних вмешательств без крайней необходимости (которая возникает у считаных процентов). Все животные рожают сами (ну кроме сильно домашних), нужно, чтобы было лишь тепло, темно и укромно. Рожали мы с мужем и акушеркой, в квартире в Звенигороде. Дочь родилась капризная и требовательная, я не могла ее положить, она отказывалась спать без груди во рту и вообще лежать без меня, и слинг очень спасал, так же как гв, сс и фитбол. Очень помогали мамы, уже имеющие опыт естественного родительства, те самые, из сообществ. Потом, когда дочке исполнилось полгода, я познакомилась уже с реальными подобными мамами и это – бесценная поддержка и опыт. С сыном вопроса о том, где рожать, не стояло. Был вопрос, рожать ли самим или с акушеркой, хотелось самой, муж хотел акушерку, но особо не настаивал. Собственно, сын родился значительно быстрее дочки и оказался достаточно спокойным, поэтому сейчас я ношу его значительно реже.

Недостатки естественного родительства

Любая методика создает определенные рамки, которые не всегда срабатывают в непредвиденных ситуациях. В этой методике нет четких понятий. Что такое естественное родительство и возможно ли оно в неестественных условиях, в которых все мы живем?

  • Конечно, в южных странах высаживать ребенка в кустики (по надобности) вполне разумно. Но что делать российским мамочкам зимой в 30 градусный мороз?
  • Слинги – замечательно! А что если ваш ребенок отказывается сидеть в переноске?
  • Вызывает массу вопросов и отказ от прививок. Ведь благодаря вакцинации была побеждена оспа и существенно снизилась у детей заболеваемость полиомиелитом.
  • В силу физиологических особенностей некоторые женщины не могут рожать естественным путем. Есть масса примеров, когда дети и роженицы умирали из-за отсутствия своевременной медицинской помощи. Даже если естественные роды будут проходить при участии акушерки, не исключено, что младенец может погибнуть из-за отсутствия необходимой аппаратуры.

Е. Меланченко, детский невролог о книге Ж. Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым» :

Ледлофф пишет о том, что если ребенка носят на руках всё время, то изменение положения маминого тела в пространстве достаточно для развития вестибулярного аппарата малыша. Но городская мама перемещается по ровному полу или асфальту, не лазает по горам и деревьям, не ходит по качающимся мостикам. Так что постоянное ношение ребенка на себе не гарантирует нормального развития, этого просто недостаточно. Так что нашего городского современника мы советуем как можно раньше выкладывать на широкий диван или лучше на пол (на ковер) — из соображений безопасности и для реализации врожденного двигательного потенциала.

Еще один смущающий момент. У мамы-индианки постоянно есть помощники. Европейские и американские мамы живут отдельно от своих родителей, и далеко не у каждой есть средства для того, чтобы нанять помощника по хозяйству. Кроме того, ребенок екуана живет среди любящих родственников. В нашей среде не так часто встретишь нянь, которые с теплотой и вниманием относятся к своим воспитанникам.

Откуда же берется чувство врожденной безопасности, описанное Ледлофф? Ребенок екуана, которого таскали по горам и долам, действительно имеет хорошо разработанный вестибулярный аппарат. Так что нет ничего удивительного в том, что дети могут избегать травм и повреждений в обычной жизни. По нашему (отечественному) опыту, дети с правильным двигательным развитием, хорошим вестибулярным аппаратом спокойно залезают в труднодоступные места, не причиняя себе никакого вреда. Однако назвать это качество врожденным мы не решимся. Потому как дети, имеющие отклонения в развитии описанных выше необходимых движений, чаще получают травмы, чем те, кто правильно «созревал» на первом году жизни.

О. Князева, психолог:

Мы давно живем в мире, созданном человеком. Автомобили, многоэтажные дома, компьютеры – неестественная среда обитания. Готовы ли мы отказаться от благ цивилизации и вернуться назад, к природе в буквальном смысле, и надо ли это делать? Отказ от подгузников, от колясок, от искусственного питания – неужели это делает нас ближе к природе и позволяет вырастить счастливого и здорового ребенка? Жить в современном обществе и при этом создавать для ребенка искусственную среду (без техники и т.д.) означает препятствовать малышу осваивать мир, в котором он родился. Помочь ребенку адаптироваться в обществе, на современном ландшафте – одна из важных задач, стоящих перед родителями.

Жить-то ребенку придется не в изолированной и искусственно созданной родителями среде, а в реальном мире. Время, отпущенное природой для выработки необходимых навыков взаимодействия ребенка с окружающей средой, ограниченно. Истории детей–маугли наглядно свидетельствуют об этом.

Многие поклонницы книги Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым» воспринимают принцип преемственности, естественности в воспитании как догму. Наподобие езды без тормозов. Это зачастую приводит к невероятным выводам. К примеру, таким: «ребенок родился в воде, в неестественной среде, значит, он будет ненормальный».

Системно мы понимаем: что естественно для одного человека, то вовсе не естественно для другого. Каким образом ребенок появился на свет, не влияет на его векторальный набор, на его внутренние свойства. Это может повлиять на развитие векторов ребенка в случае родовых травм.

Безусловно, сама по себе данная методика очень интересна. Некоторые ее положения даже имеют под собой общепризнанные наукой обоснования. Однако ее принципы не бесспорны и вызывает ряд закономерных вопросов. У естественного родительства есть много сторонников и последователей, но и довольно большое количество ярых противников.

Как внедрить в жизнь естественное родительство: самые полезные книги

В заключение хотелось бы отметить, что ЕР ничего общего с религией не имеет. Это стиль жизни, который выбирают родители. А насколько этот образ жизни подходит вашей семье – решать вам.

Естественное родительство (от англ. Natural Parenting ) - это стремление воспитывать детей, так, как это делали наши предки в первобытные времена. Основная идея в том, что мама лучше всех знает, что нужно ее малышу. У нее есть интуиция для того, чтобы понимать знаки, которые дает ей ребенок.

Сторонники подхода предлагают развивать в себе эту интуицию, чтобы быть на одной волне с ребенком. Еще один важный постулат метода – отказ от приспособлений, которые неестественны для ребенка от природы (таких как бутылки, сухие смеси, подгузники, а также детские кровати, люльки, манежи, коляски, ходунки и прыгунки). «Естественные родители» стараются не подпускать медицинский персонал в процессе беременности и родов, не разлучаться с ребенком, когда он еще совсем маленький, минимально использовать лекарственные средства, не делать детям прививки.

Элементы естественного родительства

2. Пребывание с малышом после родов.

4. Максимум телесного контакта – ношение в слинге , совместный сон в родительской кровати, отказ от колясок .

Минусы естественного подхода

1. У мамы практически нет возможности расслабиться: выйти одной куда-либо, посадить малыша в манеж или ходунки, дать ему соску. У нее мало личного пространства – своего места и времени.

2. В данном случае, вся ответственность на родителях. Она не делится с учителями, участковым педиатром или воспитателями детского сада.

3. Из-за большого количества правил («Хорошая мама кормит грудью до двух лет») у родителей может часто возникать чувство вины, если они делают что-то не так, как предписано.


Естественное родительство – популярный ныне подход к воспитанию детей первых лет жизни, основанный на традициях некоторых племен Америки, Азии и Африки. Отношение к нему (и в особенности к отдельным его методам и принципам) в обществе достаточно противоречивое. С одной стороны, его приверженцы акцентируют внимание общества на важнейших аспектах ухода за малышом (, внимание к внутреннему миру ребенка с первых дней жизни); с другой стороны, зачастую они считают себя и своих единомышленников носителями истины в последней инстанции и к тем, кто не разделяет их убеждений, относятся достаточно агрессивно, что мешает установлению конструктивного диалога.

Секрет популярности естественного родительства

Впервые интерес к незападным традициям воспитания проснулся у широких слоев населения в Европе и в Америке в 60-е годы прошлого века. Связано это было с расцветом движения хиппи, идеологи которого не без оснований рассуждали о кризисе западной цивилизации, фатальном для нашей психики отрыве от природы, игнорировании врожденных потребностей человека. На этой волне молодежь демонстрировала массовое увлечение восточной (в первую очередь буддистской и индуистской) культурой и философией, а воспитание детей – важнейший элемент культуры! В эти годы появились первые открытые пропагандисты длительного грудного вскармливания, совместного сна и сторонники отказа от прививок.

Второй посыл к развитию идеология естественного родительства получила в конце 80-ых-начале 90-ых годов. На сей раз исходил он уже, скорее, из академической среды. Связано это было, с одной стороны, с начавшейся глобализацией, благодаря которой западные ученые начали активно обмениваться опытом с азиатскими коллегами, более подробно и детально изучать их наработки и самостоятельно исследовать традиции ухода за детьми, практикующиеся в иной культурной среде. Кстати, многие их наблюдения красноречиво свидетельствовали о преимуществах азиатского воспитательного подхода.

С другой стороны, был и сильнейший внутренний импульс. Все больше социологов и психологов говорили о том, что навязываемые западным родителям принципы (отрицание потребности в тесном контакте с мамой в первые месяцы жизни, приучение к самостоятельному засыпанию малышей, чья нервная система еще не готова к этому, игнорирование плача и т.д.) не только несовершенны, но еще и опасны с точки зрения их психического здоровья и . Из уст педиатров и детских психологов все чаще звучал посыл: общество будет намного более здоровым не в том случае, если всех взрослых отправить к терапевту лечить младенческие психологические травмы, а если детям изначально создавать такие условия, при которых этих травм удастся избежать.

Таким образом, в социуме был сформирован явный “запрос” на новый воспитательный подход, и ответом на этот запрос стала идеология естественного родительства. Какими же принципами руководствуются ее сторонники?

Основы естественного родительства

Сейчас этот термин трактуется достаточно широко. С точки зрения психологии такой стиль воспитания (на Западе обычно употребляется термин attachment parenting) предполагает органичное развитие ребенка, прохождение необходимых стадий формирования самосознания без какого-либо давления извне и, таким образом, естественное и закономерное превращение существа, полностью зависимого от мамы и пребывающего с ней в симбиозе, в самостоятельную личность. С точки зрения естественное родительство – это определенный стиль ухода за ребенком и взаимодействия с ним, включающий такие компоненты, как:

  • вынашивание и роды с минимальным медицинским вмешательством (или вообще без него);
  • продолжительное кормление грудью по требованию без докармливания смесью, только после того, как ребенок будет готов к этому;
  • в с первых недель жизни (в крайнем случае использование комплектов для “естественного пеленания”, отказ от одноразовых подгузников);
  • отказ от использования “искусственных успокоителей” ребенка (пустышек и т.д.);
  • постоянный контакт мамы и малыша с первых минут его жизни (чтобы ребенок постоянно был при маме, рекомендуется использовать слинг);
  • отказ от колясок, кроваток и прочих приспособлений, созданных для того, чтобы держать в них ребенка одного;
  • совместный сон мамы и карапуза;
  • приучение ребенка к “взрослой” пище методом “;
  • отказ от вакцинации и т.д.

По сути, сторонники “естественного” родительства пытаются воспроизвести для ребенка максимально “натуральную” среду, считая, что она создаст оптимальные условия для его развития. Так ли это на самом деле, это уже следующий вопрос.

“За” и “против”

Оппоненты этого воспитательного подхода начинают обычно с критики самого термина. Они говорят о том, что тот набор методов, который носит сейчас название “естественного родительства”, – это, по сути дела, современный искусственный конструкт. Реально подходы к воспитанию грудных детей, существующие у племен разных континентов, зачастую разительно отличаются друг от друга и далеко не всегда могут быть образцом для подражания. К примеру, в популярных в прошлом веке работах антрополога Маргарет Мид встречаются такие наблюдения: в ряде африканских племен новорожденных сразу кладут в грубо сплетенные корзины, и родители идут заминаться своими делами, не обращая внимание на их плач; женщины тихоокеанских островов кормят грудью детей неохотно и т.д. Конечно, родители никаких примитивных племен не занимаются с детьми по , чем не брезгуют на Западе и самые рьяные “естественники”. Таким образом, говорят критики “естественного” родительства, не стоит чересчур идеализировать примитивные племена и слепо перенимать их опыт.

Вторая претензия – проблематичность создания всех требуемых условий в современном социуме, да и просто сомнение в целесообразности некоторых из них. К примеру, для мамы, ведущей активный образ жизни и много путешествующей вместе с ребенком, проблематичным будет регулярное высаживание карапуза. Матери-одиночке, которая сама возит ребенка в машине, туго будет без пустышки: кричащий ребенок может просто-напросто спровоцировать аварийную ситуацию. О том, насколько разумно полностью отказываться от прививок и рожать дома (особенно с учетом российской специфики родовспоможения и особенностей нашей законодательной базы), споры до сих пор ведутся “не на жизнь, а на смерть”.

Третья претензия касается, в первую очередь, “идеологов” “естественнородительского движения”. Они обвиняются в манипулировании чувствами родителей для получения собственной выгоды, в навязывании матерям, чье поведение не соответствует их эталонам, комплекса вины. В принципах работы некоторых перинатальных центров и школ для родителей, пропагандирующих естественный уход за ребенком, даже усматриваются признаки секты: закрытость, непоколебимая вера в слова “учителя”, невозможность подвергать сомнению его постулаты. При этом сам “учитель” часто не имеет никакого профильного образования, а его утверждения не выдерживают никакой критики.

Тем не менее даже самые отъявленные скептики признают и несомненную пользу естественного родительства. Это и популяризация грудного вскармливания, и развитие идеи значимости установления контакта мамы и ребенка в первый год жизни, и вообще стремление освободиться от ложных ценностей и многих ненужных, по сути, благ цивилизации и вернуться к истокам.


Принцип первый
«Ты можешь быть другим»

Этот принцип выражает потребность и право детей быть особенными и любимыми, быть личностью. Если мы не понимаем и не признаем, что дети разные, они никогда не смогут получить то, что именно им необходимо, а именно отзывчивость и склонность сотрудничать со взрослыми.

Принцип второй
«Ты можешь ошибаться»

Для того чтобы дети росли уверенными в себе и сохранили здоровую и естественную потребность порадовать своих родителей, им необходимо понимать, что они имеют право на ошибки. И если ошибки не прощаются, дети прекращают прилагать усилия, либо сдаются в процессе попыток, столкнувшись с маленькими неудачами. Ребенок должен знать, что на каждую ошибку и неудачу в своей жизни он может рассчитывать на поддержку взрослых в форме сочувствия и готовности родителя взять на себя ответственность за совершенную ребенком ошибку. Пусть даже на первый взгляд кажется, что родители здесь не причем и все сделано руками ребенка. Но ощущение того, что ребенок не один отвечает за свои ошибки и есть кто-то, кто готов принять ответственность за то, что он сделал, избавляет человека от страха делать в своей жизни что-то новое. Таким образом ребенок учиться брать на себя ответственность, идти на риск и стойко переносить неудачу.

Принцип третий
«Ты можешь переживать негативные эмоции»

Этот принцип позволяет детям смело развиваться, осознавая свои внутренние переживания. Этот фактор – фактор переживания негативных эмоций важен для детей для того, чтобы не потерять тягу к покровительству родителей, их руководству и признанию.

Принцип четвертый
«Ты можешь хотеть больше»

Этот принцип открывает возможность развиться ребенку в яркую личность и осознать свои собственные желания. Детей, которые знают, что они хотят, гораздо легче побудить к чему-либо, предоставив им больше возможности для достижения своих желаний. Дети, которые в детстве имели такую возможность – следовать принципу «хотеть не вредно», став взрослыми, учатся терпеливо ждать исполнения своих желаний, даже если не могут получить желаемое сразу.
Только полная, абсолютная свобода желать позволяет человеку из большого списка возможностей найти то самое желание, тот самый вкус счастья, который соответствует его природе, его опыту и предназначению.
К сожалению, слишком часто дети слышат упреки в том, что они плохие, избалованные, эгоистичные, если они прося большего, не получиют желаемого. И это касается нашего собственного опыта, нашего детства.
До сих пор подавление желаний было важнейшим воспитательным навыком, поскольку родители не знали, как справиться с негативными эмоциями, которые появляются естественно у каждого человека, если его желание неудовлетворенно. Об этом достаточно однозначно четко говорят ведические писания. В Бхагавад Гите говорится, что если человек не удовлетворяет свои желания, возникшие в его уме, в его сердце, или принесенные из прошлых жизней, то он испытывает гнев, и, как следствие, разочарование и обиду. Отсутствие гармонии в желаниях человека с желаниями окружающих его людей, законов природы, законов собственного тела, природы собственного ума, так или иначе приводит к возникновению негативных эмоций. И одним из серьезных навыков, пока человек не пришел на достаточно высокий уровень самоосознания, является то, как правильно проявлять негативные эмоции, чтобы они не ухудшали и не отягощали жизнь окружающих людей и самого человека, не способствовали его деградации.

Принцип пятый
«Ты можешь говорить нет»

Особенностью этого принципа является то, что он напоминает нам о том, что свобода является основой позитивного воспитания детей, позитивного родительства. И этот принцип свободы касается каждого из четырех принципов, описанных выше - «ты можешь быть другим», «ты можешь ошибаться», «ты можешь переживать негативные эмоции», «ты можешь хотеть больше». И очень важно понимать разницу между вседозволенностью и свободой, которая дается ребенку. Не стоит связывать этот принцип со вседозволенностью. Суть этого принципа в том, что он позволяет осуществлять еще больший контроль над детьми без запугивания и пристыжения ребенка. Дело в том, что способность сопротивляться авторитету лежит в основе здорового осознания своего «Я», своей личности. В своем праве на бунт человек понимает, что он может не следовать вышестоящему авторитету, будь то родители или правительство, но при этом он понимает и принимает ответственность за все последствия своего неподчинения.

Руслан Нарушевич, психолог, специалист по аюрведе

Естественным родительством называют популярный сегодня подход к воспитанию малышей. Отношение к такому подходу, а в частности к отдельным его принципам и методам, спорное. С одной стороны, естественное родительство предлагает длительное грудное вскармливание, особое внимание к малышу и его потребностям, а с другой – нередко приверженцы этой методики довольно агрессивно относятся к тем, кто ее не придерживается. Также вызывают сомнения и некоторые ее принципы.

Естественное родительство, что это такое?

Этот подход к воспитанию детей в последние годы набирает все большую популярность. Основы его и принципы нередко преподносятся на различных курсах по подготовке к родам и материнству. Также продается большое количество книг, посвященных этой теме.

По мнению приверженцев этой методики, нужно максимально отказаться от современных «помощников» по уходу за ребенком и быть ближе к природе. Так, следует отказаться от колясок, сосок, бутылочек, магазинных смесей и прочего. Кроме того, по этой методике рекомендуется рожать дома, без медицинских вмешательств, также следует отказаться от всех прививок, которые обычно делают в детских поликлиниках.

Развитие естественного развития в мире

Первые упоминания об нетрадиционном для западного мира воспитании появляются в европейских странах и Америке примерно в середине прошлого века. Этот период пришелся на расцвет движения хиппи, которое предполагало приближение к природе, отказ от благ цивилизации и игнорирование некоторых потребностей человека. Многие молодые люди, увлеченные этим движением, начали пропагандировать отказ от прививок, совместный сон с ребенком и другие принципы, которые впоследствии переформировались в элементы естественного родительства.

Следующий этап развития и популярности этой методики пришелся на конец 80-х годов, когда глобализация жизни привела к большим контактам с азиатскими странами. Многие европейские и американские люди перенимали у них различные традиции, в том числе и подходы к уходу и воспитанию детей. В этот же период многие психологи и социологи высказывали мнение, что западная методика воспитания несовершенна и отрицательно влияет на психическое и физическое развитие ребенка.

В дальнейшем этот подход, несколько трансформируясь, дошел до наших дней, набирая все больше приверженцев и сторонников. Конечно, далеко не все из них следуют всем принципам естественного родительства. Большинство предпочитает выбирать наиболее подходящие для них, отказываясь от других, неразумных с их точки зрения.

Принципы естественного родительства

Принципов естественного родительства довольно много. Основными из них можно считать следующие:

  1. Естественные роды. Исходя из этой теории ухода за малышом и его воспитания рожать следует дома, максимально отказываясь от медицинской помощи и вмешательств. В некоторых ответвлениях этого течения предполагаются домашние соло-роды, то есть такие роды, когда мать обходится совсем без посторонний помощи и рожает одна. Однако многие сторонники все же предпочитают рожать в медицинских учреждениях, при этом снижая медицинское вмешательство до минимума.
  2. Особое отношение к связи ребенка с матерью после рождения. Считается, что их нельзя разлучать. Мать должна всегда находиться с малышом.
  3. Длительное грудное вскармливание. По этой методике кормить ребенка грудью следует не менее чем до 2-3 лет. При этом отлучение может проходить по традиционным методикам или откладываться до того времени, когда малыш сам не откажется от груди.
  4. Постоянный тактильный контакт ребенка с родителями, особенно с матерью. Это подразумевает отказ от колясок и ношение малыша в слинге или на руках. Кроме того, естественное родительство предполагает, что ребенка следует брать на руки по первому его требованию.
  5. Совместный сон с мамой или обоими родителями.
  6. Естественная гигиена грудных детей, то есть отказ от памперсов и подгузников.
  7. Отказ от вакцинации.
  8. Закаливание малыша.
  9. Максимальный отказ от лечения ребенка медикаментозными препаратами.
  10. Педагогический прикорм. Это означает, что не существует временных рамок для начала прикорма. Когда ребенок заинтересуется взрослой едой, тогда следует начинать его с ней знакомить, при этом давая ему порцию той же еды, которую едят родители. Из этого принципа исходит здоровое питание всей семьи. Кроме того, естественное родительство отвергает измельчение пищи для ребенка до состояния пюре.

Можно сказать, что естественное родительство максимально приближает воспитание и уход за малышом к условиям природы.

Само течение «естественное родительство», а также многие его принципы часто подвергаются критике и сомнениям. Так, нередко критика начинается с самого названия подхода. Оппоненты этой методики говорят, что она все же скорее искусственная, а не естественная. Ведь подходы к уходу и воспитанию детей у разных племен, рас, на разных континентах и странах значительно отличаются друг от друга, поэтому практически невозможно вывести единую систему воспитания малышей.

Другой частой претензией к этой методики является то, что создать необходимые для естественного развития ребенка условия в современном мире довольно сложно, а зачастую и невозможно. Кроме того, существуют сомнения в целесообразности этого и правильности отказа от многих современных благ, облегчающих уход за малышом. Так, например, отказ от подгузников создает большие проблемы для длительных прогулок и путешествий с ребенком, когда нет возможности его высаживать. Самостоятельные домашние роды и отказ от прививок и медикаментозных препаратов создают опасность для жизни и здоровья ребенка и мамы. Постоянное ношение малыша на руках может негативно сказаться на состоянии родителей и снижает продолжительность прогулок.

Еще одним моментом, в котором нередко обвиняют идеологов этого движения, является манипуляция родительскими чувствами для получения материальной выгоды. Часто курсы и школы естественного родительства закрытые, а обучение ведется на платной основе. При этом можно обнаружить черты, напоминающие секты: веру в правильность слов учителя, единственно правильное мнение, неопровержимость постулатов, закрытость и прочее. Идеологи и учителя, проводящие занятия, как и акушерки, принимающие роды на дому, далеко не всегда имеют профильное образование.

Существуют и свои достоинства естественного подхода к воспитанию ребенка:

  • малыш находится ближе к матери, что положительно сказывается на его психическом состоянии, а мама учится лучше понимать своего ребенка;
  • ношение в слинге часто более удобно, чем коляска;
  • польза грудного вскармливания не подвергается сомнению, малыши, получающи его реже болеют;
  • психологически ребенок, постоянно находящийся с родителями, растет более уверенным и здоровым.

Можно выделить также минусы такого подхода:

  • у мамы практически отсутствует время на себя и более старших детей. Она не может куда-то отойти, ей сложно заниматься домашними делами;
  • ответственность за здоровье и развитие малыша лежит только на родителях, а они не всегда имеют достаточно опыта и знаний;
  • нередко у родителей возникает чувство вины за то, что у них нет возможности следовать всем постулатам методики.

Естественное родительство – секта

Само по себе течение «естественное родительство» нельзя считать сектой, это скорее психокульт. В его границах существует множество направлений, таких как слингомамы, естественное питание, эко-жизнь, естественный уход и других. Однако существуют школы и курсы, пропагандирующие принципы естественного родительства, деятельность которых сильно напоминает секты. Некоторые из таких школ даже были закрыты и запрещены на территории нашей страны. Кроме того, опасность представляет отказ от медицинской помощи, вакцинации и полноценного лечения. Это нередко становится причиной серьезных нарушений здоровья детей, а иногда – даже их гибели. Сомнения должны вызывать организации, проводящие курсы по естественному родительству на платной основе и пропагандирующие неопровержимость всех принципов этого подхода.